SS2020
Divo – история о сотворении мифа. Столкновение с неизвестным, незнакомым, не укладывающимся в предыдущий опыт, вызывает замешательство и смятение, требует понятного объяснения. Осмысление неизвестного в контексте мифологического мышления рождает новый миф.
В мире русской деревни мифологическое восприятие мира всё еще живо, хотя обитателей этого мира становится все меньше. В их глазах новое и непривычное превращается в диво. А привычное для них становится дивом для нас.
В поисках остатков русского мифа команда Infundibulum объединила усилия со швейцарским дизайнером Герольдом Бреннером, апологетом гуманистической и экологической моды.
Видеоистория про диво в русской деревне создана под руководством фотографа Андрея Ковалева. Мы отправились вглубь Рязанской области, в окрестности села Ижевское – некогда богатейшего села Российской Империи. На протяжение ХХ века население Ижевского неуклонно сокращалось, сейчас в этих местах много заброшенных и полуразрушенных домов. Деревня исчезает, но миф остается.
-
“Такъже въ едной волости словутся люди агрометы; тiе мѣють в собѣ горячесть великую, гды въ едно мѣсто сойдутся, самя ся запаляютъ, родичовъ палятъ, родичов ѣдятъ”.
(А.С. Архангельский. К истории древнерусского Луцедариуса. Сличение славяно-русских и древненемецких текстов. 1899)
-
“Дак так-то послышишь, дак бывало, бывало, рассказывали. Топерь-то меньше стало, а раньше дак коновáлы ходили, дак ой, ой знали! Живёшь в ста килóметрах отсюда, дак больше да, пó ветру пустят, и всё. Слова, скажут слова и всё”.
(Зап. в с. Ошта. от З.М. Антюфеевой, 1922 г.р., Т.С. Ильина)
-
“За мостом был там один большой камень. По-моему, он и сейчас там стоит. И вот, говорят, что из этого камня выходит чиновник — белый мундир, с блестящими пуговицами. И всех, кто проходит мимо него, всех он хватает их и в этот камень сует, в царство уносит”.
(Зап. от А.В. Шкворовой в г. Беломорье Беломорского района Карелии в июле 1982 г. Н. Пидченко, М. Бусарева, Д. Суяргулова, Е. Сорокина (рук. Т.И. Сенькина))
-
• “Такъже въ едной волости словутся люди агрометы; тiе мѣють в собѣ горячесть великую, гды въ едно мѣсто сойдутся, самя ся запаляютъ, родичовъ палятъ, родичов ѣдятъ”.
(А.С. Архангельский. К истории древнерусского Луцедариуса. Сличение славяно-русских и древненемецких текстов. 1899)
-
“В воду уходил Криволуцкий. Подадут попить — он и уходил. Сидел здесь, в волости, начал трубу разбирать (в трубу хотел податься). Отняли. Хворь на себя напустил, кричит: — Дайте водицы ковшик! Подали ковшик. Он в ковшик — мырк! — и уплыл. Он все земли прошел. Один был такой по Алтайскому округу. Не захочет в каморе сидеть — воду напустит. Все ревут: — Тонем! Их вода моет, а он стоит, смеется. И уйдет. И воду хорошо знал, он на морях плавал”.
(А. Мисюрев, Сибирские сказы, предания, легенды. 1959
-
“А вот ещё, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, ещё чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом чёрен. Уж сами понимаете, кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днём в суете-то своей невидимо и подберёт. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко".
(А.Н. Островский, "Гроза", 1859)
-
“А если выслушаешь ты их три часа, не выигрышша из ума — получишь гусли самопевцы даром, выиграешша — голова долой... Солдат не мог выслушать четверти часа и выигрался из ума: значит безумным стал”.
(Д.К. Зеленин, Великорусские сказки Вятской губернии. Пг.,1915)